Как сделать дренаж в гараже своими руками качественно
Даже выполнив все нормативные требования при строительстве гаража, вероятность определенных недочетов сохраняется. Наиболее частой проблемой в данном случае является появление воды в подвале. Подтопления случаются в период весенних паводков, при обильных дождях и в целом при подъеме грунтовых вод. Существует достаточно много способов, позволяющих снизить объем поступающей воды или исключить данный факт полностью. Каждый способ применяется в зависимости от характеристик объекта и прилегающей территории, а также состояния поверхности, контактирующей с водой.
Процесс создания дренажа происходит следующим образом:
- по периметру здания выкапывается траншея глубиной на 40 см ниже уровня пола и аналогичной ширины;
- по дну траншеи с шагом 2 метра пробуриваются скважины. Их глубина зависит от глубины залегания водопроницаемого слоя (песка);
- в каждую скважину устанавливаются перфорированные трубы из полимерного материала, предварительно обернутые в геотекстиль. Верхняя часть трубы располагается чуть выше верхнего края траншеи, отверстие прикрывается мелкоячеистой решеткой или геотекстилем. Полость трубы допускается засыпать галечным щебнем малой фракции;
- на дно траншеи выстилается полотно геотекстиля шириной достаточной для формирования гравийной подушки;
- на полотняную основу укладывается гравийный щебень толщиной 10-20 см и укрывается тканью;
- траншея засыпается грунтом послойно с трамбовкой каждого слоя.
Данный метод позволит отводить большой объем воды и предотвратит ее скопление вблизи плиты подвала гаража. Необходимо учитывать актуальность данной методики только в отношении отдельно стоящих объектов. При компактном размещении гаража и дома необходимо устраивать дренажную траншею по периметру всего объекта. Но более оптимальной и рациональной выступает система внутреннего дренажа.
На проблемных участках, страдающих от высокого уровня грунтовых вод, целесообразно использовать технологию глубинного дренажа под фундаментом. Особенно эффективна методика на объектах большой площади, пол которых расположен ниже линии грунта. Система состоит из комплекса взаимосвязанных труб с перфорацией, вкопанных под гаражом по контуру. Поднимающаяся грунтовая вода просачивается сквозь 1,5-5 миллиметровые отверстия, расположенные по периметру трубы и отводится за пределы фундамента, как правило, в дренажный колодец или водоем. Дренажная труба может иметь различный диаметр, рынок предлагает модели от 0,5 до 20 см.
Перед началом работ по монтажу системы дренажа осуществляются определенные изыскания, цель которых - выявить масштаб и степень влияния воды на стены, внутреннее пространство гаража. Более экономичным является устройство системы дренажа до постройки гаража. В данном случае системы труб прокладываются вместе с возведением фундамента. Если работы производятся в уже эксплуатируемом помещении, потребуется вскрытие полов.
Технологию устройства дренажа под гаражом можно описать в следующей последовательности:
- Вскрываются полы при их наличии, вырывается траншея по периметру гаража, если работы производятся на строящемся объекте. Глубина траншеи должна равнять 0,4-0,5 метра, траншея роется под уклоном в 3мм/1м.
- На утрамбованное дно траншеи укладывается щебневая подушка, высотой от основания – 0,15-0,2 м. Оптимально использовать галечный щебень фракцией от 5 до 20 мм.
- На слой щебня укладывается полотно геотекстиля, в который оборачивается перфорированная труба после укладки.
- Дренажная труба засыпается песком до уровня поверхности грунта.
- В нижней точке участка выкапывается колодец, глубиной ниже водоупорного слоя. Стенки колодца укрепляются бетонированием, также допускается использование заводского полимерного колодца.
Для увеличения эффективности дренажной системы, стены и пол гаража должны быть надежно заизолированы с помощью водоотталкивающих материалов. Среди большого количества современных материалов широкое распространение получила жидкая резина. Она относится к группе напыляемой гидроизоляции и наносится практически на любую поверхность методом холодного напыления. После окончания работ поверхность надежно защищает водонепроницаемая мембрана.
Жидкая резина показывает отличные свойства при напылении на камень, бетон, металл и прочие материалы. Она не пропускает воду, обладает превосходными эксплуатационными характеристиками, долговечна (срок службы более полувека) и способна выдержать прямое механическое воздействие. Еще одной отличительной особенностью материала, если сравнивать его с рулонной гидроизоляцией, является отсутствие швов и максимальная эластичность. Этот факт позволяет говорить о сохранении эксплуатационных свойств даже при возникновении динамических нагрузок.
Резина может наноситься кистью или валиком, но это приводит к повышению затрат и снижению эффективности. Лучше использовать рекомендованный производителем метод нанесения – напыление. Обрабатываться могут вертикальные и горизонтальные поверхности, предварительно очищенные и обезжиренные.
Для достижения требуемого результата достаточно одного слоя в 1-3 мм, при необходимости слоев может быть несколько. Важно удалить с обрабатываемой поверхности все острые металлические объекты и заделать трещины, используя герметики, обмазочную гидроизоляцию или иной материал соответствующего типа.
После снижения влажности внутри помещения можно использовать систему принудительной просушки открытым огнем. Для этого необходимо:
- установить ведро или бочку в центре помещения;
- разжечь в емкости огонь, используя дрова;
- периодически подбрасывать в огонь топливо.
Такой метод позволяет эффективно просушить помещение, избавляет от очагов плесени, микробов и грибка. Высохшие стены очищаются от копоти и покрываются гидроизоляционной смесью. Вынесенные из гаража вещи перед возвращением необходимо обработать антисептиком. Для этой цели эффективен медный купорос.